Возможна ли эффективная психотерапия без применения техник?
Общаясь с коллегами, я часто сталкиваюсь с мнением, что психолог лечит собой, а техники, в сущности, не важны.
«Клиенту нужен психолог, переживший свои «ямы». «Человеку нужен человек, а не методики.» Именно такой специалист «может понять клиента на принципиально другом уровне.»
Речь идет о концепции «раненого целителя». Коротко о ней можно прочитать в статье Вероники Шутовой «Раненый психолог».
Признаюсь, был период в моей профессиональной деятельности, когда я тоже увлеклась этой концепцией. К сожалению, она не принесла ожидаемых результатов. Причина лежит в плоскости межличностных отношений.
Почему концепция психотерапии без техник привлекает многих специалистов?
Ответ следует искать в идее подлинного контакта между терапевтом и клиентом, что, несет в себе мощный исцеляющий импульс.
Предполагается, что техники, методики вредят установлению целебного контакта, и от них лучше отказаться.
А вот известный транзактный аналитик Тони УАЙТ считает это заблуждением, что не только ставит под сомнение ценность психотерапии, но и препятствует возникновению истинной близости.
Стена из мелочей
«В основе подлинного человеческого контакта лежит тревога, с которой не каждый человек хочет иметь дело, — пишет в своей статье «Wall of trivia» Тони Уайт. — Чтобы уйти от близкого контакта, многие специалисты выстраивают защиты и «Стена из мелочей» – тому пример.
Авторство концепции «Стена из мелочей», по моему мнению, принадлежит Мэри Гулдинг. Впервые о «стене» я услышал именно от нее.
Уайта «Стена из мелочей».
FC — Свободный Ребенок.
Closeness and intimacy scares me — близость и интимность пугают меня.
Особенно хорошо это видно на примере семейных отношений, когда муж и жена теряют эмоциональный контакт, погрузившись в заботы повседневности.
Они заняты решением многих проблем: дети, деньги, дом, ремонт и прочее. Все это, безусловно, важно! И вместе с тем, уводит их от контакта на уровне Свободных Детей (СД — СД). А когда эти состояния Я взаимодействуют, то люди ощущают эмоциональную взаимную связь».
Такие переживания не для каждого. У многих из нас стоит запрет «на близость». Чтобы открыться другому человеку, нам нужно стать уязвимыми, довериться ему и надеяться на то, что он не причинит нам вреда.
Страх снова испытать боль, предательство, одиночество, насилие, отвержение настолько в нас силен, что «стена из мелочей» может показаться отличной альтернативой, создав иллюзию близости.
Ловушка для психотерапевта
Психолог и клиент – тоже пара. И «Стена из мелочей» — далеко не редкость в психотерапевтических отношениях. Предположу, что в этой ловушке рано или поздно оказывается каждый специалист.
Часто за истинную восприимчивость терапевта, имеющий «пролеченный» контакт со своим Свободным Ребенком, выдается вежливое участие без погружения в переживания клиента. И, увы, это не имеет никакого отношения к исцеляющему контакту.
А вот истинная восприимчивость терапевта, благодаря которой его интервенции полны уместной решимости и проникновенности, имеет большое значение для эффективной психотерапии. В этом случае, набор техник по значимости справедливо уходит на второй план.
Однако, «если убрать из консультирования или психотерапии техники, то с чем останется клиент? Кто будет заключать с ним контракты, проводить эмпатическое исследование случая, с использованием подстройки, анализировать транзакции и психологические игры, помогать делать перерешения и так далее? Клиент не получит того, за чем пришел…», – говорит Тони Уайт.
Психотерапии без техник не существует. И одна из важных техник, которую следует применить вначале психотерапевтических отношений – это контракт на «установление контакта».
А дальше методики, приемы, терапевтические эффекты.
Автор: Ксения Панюкова
Ссылка на источник: https://www.b17.ru/article/116600/